- Канон ветхозаветный
- по существующему определению его в православной церкви это собрание писаний Богом вдохновенных, которые унаследовала церковь христианская от Иудейской, и объявленных древнему Израильскому народу через боговдохновенных мужей. По буквальному смыслу "канон" означает прямую палку, служащую то для опоры, то для измерения и взвешивания, то для проведения прямой линии, а в переносном означает руководственную норму, правило жизни. У св. Отцов церкви мы находим определение К. как собрание богодухвенных писаний, заключающих в себе слово Божие, записанное пророками, Апостолами. Начало К. было положено Моисеем, который держал его в Ковчеге, чтобы народ имел свидетельство Божье. К. у Иисуса Навина назван "книгою закона Божия" соответственно его назначению и месту хранения. Дополн. к К. были сделаны И. Навином, равно и Самуилом, а потом эти книги были изданы "друзьями Езекии", и в плену их читали прор. Даниил, Иезекиил, а потом пр. Аггей, Захария, Малахия, Ездра, Неемия, каковыми последними и заканчивается собрание канонических книг (Ветхого Завета). Ветхозаветный К. имеет следующие разделения: 1) закон, в каковое отделение входит одно Моисеево Пятикнижие; 2) пророки, в котором находятся книги Иисуса Навина, Исаии, Иеремии, Иезекииля и младших пророков; 3) писания, где находятся Псалтирь, кн. Иова, Притчи, Экклезиаст, Песнь Песней, Руфь, Плач Иеремии, Есфирь, Даниил, 1-я книга Ездры, Неемии, Хроники (т. е. Паралипоменон). Палестинские и вавилонские иудеи имели канонические книги в числе 24, о чем не раз упоминается в еврейской литературе, у александрийских иудеев тоже были 24 книги, несмотря на то, что в состав их К. стали проникать и неканонические. У Флавия и отцов церкви указаны только 22 книги, но эту разницу и как бы отсутствие 2-х книг объясняют тем, что Флавий, а потом и отцы ц. соединяли несколько книг в одну, должно быть, сливая сходные по содержанию и смыслу. Канонические книги пользовались у всех глубоким уважением и хранились как величайшие святыни. Иисус Христос нисколько не уменьшал авторитета и того значения книг Вет. Завета, которым пользовались они в древнее время у иудеев. Он признает их вполне боговдохновенными, и их пророчества о Нем вполне согласными, а также и разделение их на указанные 3 части закон, пророки и писания (или псалмы). Апостолы следовали своему великому Учителю; это ясно сказывается в их многочисленных изречениях, которые они, как бы для придания большего авторитета, снабжали разными предисловиями, как то: "так написано в священном писании, так говорит Дух Святый" и др. Книги же неканонические хотя и пользовались известностью у апостолов, но им не придавалось того авторитета, каковой имели канонические, эти первые признавались ими (апостолами) за книги мудрых и полезных советов, но отнюдь не боговдохновенные. Для удобства обозрения истории К. в христианской церкви, делят ее на периоды: I III в.; IV V в.; VI XVI в. по Рожд. Хр. В православной Восточной церкви в первом периоде мнение относительно канонических, а равно неканонических кн. ясно высказалось в 85 апост. правил, в творениях Мелитона и Оригена и переводе Пешито. В 85 ап. пр. указаны книги: Бытия, Исход, Левит, Числ, Второзаконие, Иисуса Навина, Судей, Руфь, Царств, Паралипоменон, Ездры две, Есфирь, Маккавейские, Иова, Псалтирь, Притчи, Экклезиаст, Песнь Песней, 12 малых пророков, Исаии, Иеремии, Иезекииля, Даниила. Мелитон указывает на канонические все книги, кроме книги Есфирь. Ориген, говоря, что у иудеев были 22 кн., перечисляя их, пропускает почему-то 12 малых пророков. У Пешито указаны также канонические книги. Отсюда вытекает, что православная церковь прежних веков руководилась только 22 кн. еврейск. канонов, между тем как в западной церкви, пользовавшейся переводом LXX толковников, одинаково пользовались как каноническими, так и неканоническими книгами, включенными в первые признавая все за божественное писание. Во втором периоде мнения о К. Ветх. Зав. православной ц. высказывается в 60 правиле Лаодикийского Собора, в 39 пасх. послании св. Афанасия, в Оглас. поучениях Кирилла иер., в послании Амфилохия к Селевку и творении Епифания кипрского. Все указанные писатели церкви перечисляют 22 кн., то вспоминая о неканонических, то умалчивая. И хотя, значит, в этом периоде наряду с 22 кн. евр. кан. вспоминается и о неканонических, но авторитет далеко не равен первых; при рассмотрении положения этого вопроса на Западе ясно выступает мнение о неканонических кн., как равноправных с каноническими, это уже установившееся мнение было доведено до конца декретами нескольких пап (Дамаса, Иннокентия 405, Геласия 495) и постановлениями нескольких соборов паннонского 393 г., карфагенского 397 - 419 (прав. 37). В стороне стоят правильные мнения Руфина, Иеронима и Илария пиктавийского о 22 кн., но это мнение не могло поколебать уже установившееся неправильное. В православной церкви в следующий период суждение о канонических и неканонических кн. остается прежнее, то же старое мнение удерживается в этом периоде и на Западе (р.-к. цер.). Следующий период не внес никаких изменений в суждения Восточной Православной церкви. В русской православной ц. мнения, согласные с Востоком, выражены в катехизисе митр. Филарета, у митр. Макария в его "Введении в православн. богословие". Но не лишне заметить, что у нас не только некоторые неканонич. дополнения находятся в канонических кн., но и некоторые неканонические книги помещены вместе с каноническими. Западная (р.-кат.) церковь своим постановлением Ватиканского собора в 1871 г. окончательно освящает принятое мнение прежнего времени, угрожая всякому анафемой, кто осмелится не признавать признанных уже прежде книг. Но некоторые зап. богословы, специально посвятившие себя разработке истории К., высказываются о различии неканонических кн., называя их "девтероканоническими, т. е. второканон." в отличие от канон. кн., или "протоканонических", понимая под первыми книги, не известные еврейскому канону и не принятые апостолами, вследствие неясности их авторитета, "которые первые отцы церкви разрешили их для чтения верных, сперва оглашенных, как полезные". Протестанты приняли в полном объеме еврейские канонические книги, но поместили, хотя отдельно, и неканонические, сделав пометку, что они не находились у евреев, но Лютер не только сравнял их, признавая за теми и др. один авторитет, но даже думал исключить несколько канон. из св. Писания, заменив и дополнив неканоническими, но мысль эта не приведена в исполнение, и св. Писание обнимает только канонические, разграничивая их от неканон., называя последние "апокрифами".
Полный православный богословский энциклопедический словарь. В двух томах. - Спб.: Изд-во П. П. Сойкина. П. П. Сойкин. 1913.