Канон ветхозаветный

Канон ветхозаветный
– по существующему определению его в православной церкви – это собрание писаний Богом вдохновенных, которые унаследовала церковь христианская от Иудейской, и объявленных древнему Израильскому народу через боговдохновенных мужей. По буквальному смыслу "канон" означает прямую палку, служащую то для опоры, то для измерения и взвешивания, то для проведения прямой линии, а в переносном означает руководственную норму, правило жизни. У св. Отцов церкви мы находим определение К. как собрание богодухвенных писаний, заключающих в себе слово Божие, записанное пророками, Апостолами. Начало К. было положено Моисеем, который держал его в Ковчеге, чтобы народ имел свидетельство Божье. К. у Иисуса Навина назван "книгою закона Божия" – соответственно его назначению и месту хранения. Дополн. к К. были сделаны И. Навином, равно и Самуилом, а потом эти книги были изданы "друзьями Езекии", и в плену их читали прор. Даниил, Иезекиил, а потом пр. Аггей, Захария, Малахия, Ездра, Неемия, каковыми последними и заканчивается собрание канонических книг (Ветхого Завета). Ветхозаветный К. имеет следующие разделения: 1) закон, в каковое отделение входит одно Моисеево Пятикнижие; 2) пророки, в котором находятся книги Иисуса Навина, Исаии, Иеремии, Иезекииля и младших пророков; 3) писания, где находятся Псалтирь, кн. Иова, Притчи, Экклезиаст, Песнь Песней, Руфь, Плач Иеремии, Есфирь, Даниил, 1-я книга Ездры, Неемии, Хроники (т. е. Паралипоменон). Палестинские и вавилонские иудеи имели канонические книги в числе 24, о чем не раз упоминается в еврейской литературе, у александрийских иудеев тоже были 24 книги, несмотря на то, что в состав их К. стали проникать и неканонические. У Флавия и отцов церкви указаны только 22 книги, но эту разницу и как бы отсутствие 2-х книг объясняют тем, что Флавий, а потом и отцы ц. соединяли несколько книг в одну, должно быть, сливая сходные по содержанию и смыслу. Канонические книги пользовались у всех глубоким уважением и хранились как величайшие святыни. Иисус Христос нисколько не уменьшал авторитета и того значения книг Вет. Завета, которым пользовались они в древнее время у иудеев. Он признает их вполне боговдохновенными, и их пророчества о Нем вполне согласными, а также и разделение их на указанные 3 части – закон, пророки и писания (или псалмы). Апостолы следовали своему великому Учителю; это ясно сказывается в их многочисленных изречениях, которые они, как бы для придания большего авторитета, снабжали разными предисловиями, как то: "так написано в священном писании, так говорит Дух Святый" и др. Книги же неканонические хотя и пользовались известностью у апостолов, но им не придавалось того авторитета, каковой имели канонические, эти первые признавались ими (апостолами) за книги мудрых и полезных советов, но отнюдь не боговдохновенные. Для удобства обозрения истории К. в христианской церкви, делят ее на периоды: I – III в.; IV – V в.; VI – XVI в. по Рожд. Хр. В православной Восточной церкви в первом периоде мнение относительно канонических, а равно неканонических кн. ясно высказалось в 85 апост. правил, в творениях Мелитона и Оригена и переводе Пешито. В 85 ап. пр. указаны книги: Бытия, Исход, Левит, Числ, Второзаконие, Иисуса Навина, Судей, Руфь, Царств, Паралипоменон, Ездры две, Есфирь, Маккавейские, Иова, Псалтирь, Притчи, Экклезиаст, Песнь Песней, 12 малых пророков, Исаии, Иеремии, Иезекииля, Даниила. Мелитон – указывает на канонические все книги, кроме книги Есфирь. Ориген, говоря, что у иудеев были 22 кн., перечисляя их, пропускает почему-то 12 малых пророков. У Пешито указаны также канонические книги. Отсюда вытекает, что православная церковь прежних веков руководилась только 22 кн. еврейск. канонов, между тем как в западной церкви, пользовавшейся переводом LXX толковников, одинаково пользовались как каноническими, так и неканоническими книгами, включенными в первые – признавая все за божественное писание. Во втором периоде мнения о К. Ветх. Зав. православной ц. высказывается в 60 правиле Лаодикийского Собора, в 39 пасх. послании св. Афанасия, в Оглас. поучениях Кирилла иер., в послании Амфилохия к Селевку и творении Епифания кипрского. Все указанные писатели церкви перечисляют 22 кн., то вспоминая о неканонических, то умалчивая. И хотя, значит, в этом периоде наряду с 22 кн. евр. кан. вспоминается и о неканонических, но авторитет далеко не равен – первых; при рассмотрении положения этого вопроса на Западе ясно выступает мнение о неканонических кн., как равноправных с каноническими, это уже установившееся мнение было доведено до конца декретами нескольких пап (Дамаса, Иннокентия – 405, Геласия – 495) и постановлениями нескольких соборов – паннонского 393 г., карфагенского 397 - 419 (прав. 37). В стороне стоят правильные мнения Руфина, Иеронима и Илария пиктавийского – о 22 кн., но это мнение не могло поколебать уже установившееся – неправильное. В православной церкви в следующий период – суждение о канонических и неканонических кн. остается прежнее, то же старое мнение удерживается в этом периоде и на Западе (р.-к. цер.). Следующий период не внес никаких изменений в суждения Восточной Православной церкви. – В русской православной ц. мнения, согласные с Востоком, выражены в катехизисе митр. Филарета, у митр. Макария в его "Введении в православн. богословие". Но не лишне заметить, что у нас не только некоторые неканонич. дополнения находятся в канонических кн., но и некоторые неканонические книги помещены вместе с каноническими. Западная (р.-кат.) церковь своим постановлением Ватиканского собора в 1871 г. окончательно освящает принятое мнение прежнего времени, угрожая всякому анафемой, кто осмелится не признавать признанных уже прежде книг. Но некоторые зап. богословы, специально посвятившие себя разработке истории К., высказываются о различии неканонических кн., называя их "девтероканоническими, т. е. второканон." в отличие от канон. кн., или "протоканонических", – понимая под первыми книги, не известные еврейскому канону и не принятые апостолами, вследствие неясности их авторитета, "которые первые отцы церкви разрешили их для чтения верных, сперва оглашенных, как полезные". Протестанты приняли в полном объеме еврейские канонические книги, но поместили, хотя отдельно, и неканонические, сделав пометку, что они не находились у евреев, но Лютер не только сравнял их, признавая за теми и др. один авторитет, но даже думал исключить несколько канон. из св. Писания, заменив и дополнив неканоническими, но мысль эта не приведена в исполнение, и св. Писание обнимает только канонические, разграничивая их от неканон., называя последние "апокрифами".

Полный православный богословский энциклопедический словарь. В двух томах. - Спб.: Изд-во П. П. Сойкина. . 1913.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "Канон ветхозаветный" в других словарях:

  • Канон Ветхозаветный —  ♦ (ENG canon, Old Testament)    писания, относящиеся к периоду до рождения Иисуса Христа, принятые христианской церковью как авторитетный источник божественного откровения и включенный в Священное Писание. Протестантские церкви признают 39 книг …   Вестминстерский словарь теологических терминов

  • Канон — (греч. kanwn, буквально прямой шест всякая мера,определяющая прямое направление: ватерпас, линейка, наугольник). I. В древней Греции композиторы, грамматики, философы, медики этимсловом называли свод основных положений или правил по… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Канон — Не следует путать с термином «канун». Канон (греч. κανών) неизменная (консервативная) традиционная, не подлежащая пересмотру совокупность законов, норм и правил в различных сферах деятельности и жизни человека. Исследователи[1] выводят… …   Википедия

  • канон — а; м. [греч. kanōn правило, предписание] 1. Правило, непреложное положение какого л. направления, учения. Каноны классицизма. Каноны академической школы живописи. 2. Установленное и узаконенное высшей церковной иерархией правило или догмат.… …   Энциклопедический словарь

  • канон — сущ., м., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? канона, чему? канону, (вижу) что? канон, чем? каноном, о чём? о каноне; мн. что? каноны, (нет) чего? канонов, чему? канонам, (вижу) что? каноны, чем? канонами, о чём? о канонах 1. Канон это… …   Толковый словарь Дмитриева

  • Канон церковный — (греч. κανών, буквально прямой шест всякая мера, определяющая прямое направление: ватерпас, линейка, наугольник). I. В Древней Греции композиторы, грамматики, философы, медики этим словом называли свод основных положений или правил по своей… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • канон — а; м. (греч. kan ōn правило, предписание) см. тж. канонический, каноничный, каноничность 1) Правило, непреложное положение какого л. направления, учения. Каноны классицизма. Каноны академической школы живописи …   Словарь многих выражений

  • КАНОН СВЯЩ. ПИСАНИЯ — корпус книг, признанных *Церковью (сначала ветхозав., а затем новозав.) *боговдохновенными, Словом Божьим. Греч. слово «kanиn» эквивалентно евр. кан№, трость, палка, откуда его переносное значение «мерило». Первым слово К. в смысле «правила веры» …   Библиологический словарь

  • Библейский канон — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей …   Википедия

  • canon, Old Testament —  Канон Ветхозаветный …   Вестминстерский словарь теологических терминов


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»